Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Артемий Антиохийский
Артемон Лаодикийский
Вакх
Георгий Победоносец
Гурий Самон и Авив
Димитрий Солунский
Евстафий
Евстратий
Ермолай Никомедийский
Иаков Перский
Иоанн Воин
Лавр
Мамант
Меркурий
Мина
Никита
Пантелеймон
Полиевкт
Прокопий
Савва Стратилат
Семь отроков Ефесских
Сергий
Сисиний Кизический
Сорок мучеников севастийских
Стефан первомученик
Феодор Стратилат
Феодор Тирон
Флор
Христофор
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Сорок мучеников Севастийских.
Вторая половина XVIII в.
Центральная Россия (Москва?).
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 140 х 73 см.
На иконе представлено мученичество 40 воинов римской армии, осужденных на смерть за исповедание христианства в Севастии (на территории Армении) около 320 г. Стояла зима. Воинов раздели и поставили в ледяные воды озера. Чтобы сломить их волю, на берегу растопили баню. Изображены 39 стоящих в воде мучеников в набедренных повязках. Слева бревенчатая баня, в которую входит один из воинов, не вынесший мучения. Изображение стража, уверовавшего во Христа при виде подвига мучеников и вставшего на место слабовольного человека, опущено. В небе - благословляющий Христос и пять ангелов с венцами небесной славы. Венцов меньше, чем мучеников. За венцами, которые держат ангелы, видны краешки других венцов - они как бы постепенно выплывают из глубины. Это должно было передавать образ небесного воздаяния верным, которое совершается на глазах зрителя. В древних иконах подобная трактовка движения, длящегося во времени, невозможна, в них всегда изображается 40 венцов, недвижно стоящих в небе над мучениками. Отступление от традиции связано с теми изменениями в понимании образа, которые произошли в русском религиозном искусстве в XVIII в. под влиянием светского искусства.
Мастер свободно владеет традиционной темперной техникой, искусно притеняет лаками золото небесных венцов. В позах ангелов, в рисунке их развевающихся плащей ощутимы отзвуки искусства петровской эпохи. Лики ангелов, румяные, с сильными бликами и с рефлексами в тенях, напоминают об иконописи середины XVIII в. Но стремление иконописца к анатомической правильности изображения тела склоняет к датировке иконы второй половиной XVIII в. Вероятно, она исполнена в 1770-е - 1780-е годы, когда на стилистике русского церковного искусства стало явственно сказываться влияние Академии художеств. Иконописец мог работать в каком-либо из городов, обладавших значительными традициями иконописания и, вместе с тем, находившихся в активной связи со столицами, Москвой и Петербургом. Икона является качественным образцом русской иконописи Синодального периода, ярким примером адаптации к церковному искусству элементов художественного мышления Нового времени. Представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. 
Иконография
Сорок мучеников Севастийских 
Происхождение
Неизвестно 
Местонахождение
Частные коллекции 
Библиография
Каталог "Русские иконы. Частные коллекции". Стр. 45 
Поддержите проект
Project assistance