Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Агафия
Александра Римская, Никомидийская
Анастасия
Варвара
Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Дарья
Евдокия
Евпраксия
Екатерина
Ирина
Иулиания (Ульяна)
Иулитта с сыном Кириком, Тарсийские
Кириакия
Мавра
Наталия
Параскева Пятница
Татиана
Феодосия
Харитина
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Мученица Ульяна.
Двусторонняя икона. <a href="?menu=iconography&base=19&struct=112&icon_id=source30/7"><i>На обороте</i></a> - Богоматерь Знамение.
Новгород.
Первая половина XIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 78 х 66 см. 
Иконография
Мученица Иулиания

Икона является самым ранним сохранившимся списком прославленной новгородской святыни «Богоматерь Знамение», датируемой до 1169 г. и находящейся сейчас в Софийском соборе Новгорода.
История древней иконы прослеживается по письменным источникам XVI в. О ней сообщается в делах Церковного собора 1553-1554 гг. и Новгородской II летописи под 1561 г. Из этих источников следует, что икона была при везена по указу Ивана Грозного из Новгорода и постав лена как храмовый образ в выгоревший Благовещенский собор Московского Кремля вскоре после пожара 1547 г. В начале XVII в. для Благовещенского собора сделали новый храмовый образ, являющийся несколько уменьшенной копией древней иконы. По-видимому, после это го древнюю икону перенесли в Успенский собор, где она и находилась до 1917 г. Икона была, вероятно, одною из самых прославленных новгородских святынь. Новый этап ее почитания начался с середины XVI в. в стенах Московского Кремля, о чем свидетельствуют письменные источники и ее копии-списки в Архангельском и Благовещенском соборах. В XVIII в. икона, не сохранившая своего сказания, была отождествлена с чудотворной «Устюжской», источавшей миро и спасшей город Великий Устюг от «каменного града» в 1290 г., согласно рас сказу из Жития св. Прокопия Устюжского.
Главная иконографическая особенность иконы — образ воплощенного Младенца Иисуса Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, пребывающего на небесах. Триединый Бог представлен в верхней части иконы в образе Ветхого Деньми — седовласого старца из ветхозаветных видений (Дан. 7:9-14). От его благословляющей руки исходит Божественный луч (св. Дух). Он восседает на престоле, окруженном голубой мандорлой с Небесными Силами. Содержание образа раскрывается в надписи: «Иисус Христос Трисвятой Ветхий Деньми». Икона наглядно показывает реальность Непорочного Зачатия и Воплощения вечно сущего Бога — второго лица Троицы.
Наиболее существенная реставрация иконы произошла в XVI в. Тогда был полностью заменен левкас на фоне (вырезан по контурам фигур) и на новом левкасе написаны крылья архангела. Первоначальный фон был золотой. На лике Богоматери имеются потертости красочного слоя, от престола за ее спиной и от посоха в руке архангела остались только фрагменты.Представленная икона «Богоматерь Знамение» с «Мученицей Ульяной» на обороте отличается от иконы, находящейся в новгородском Софийском соборе выбором святых на обороте и полях. 
Происхождение
По сообщению П.И.Юкина, вывезена из Зверина монастыря в Новгороде в 1913 году. 
Местонахождение
Собственность П.Т. Кориной. Москва. 
Библиография
Каталог "1000-летие Русской художественной культуры". Москва 1988. Стр. 50,333. 
Поддержите проект
Project assistance