Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Христа Вседержителя
В рост
Деисус
Поясной
Спас в силах
Спас на престоле
Спас оплечный или оглавный
"Единородный Сыне"
"Премудрость созда Себе дом"
"Царь царей"
Акафист Иисусу Сладчайшему
Ангел Великого совета
Ветхий Деньми
Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
София Премудрость Божия
Спас Благое молчание
Спас Недреманное Око
Спас Нерукотворный
Христос - Агнец
Христос в Славе
Христос в терновом венце
Христос Великий Архиерей
Христос во гробе ("Не рыдай Мене Мати")
Эммануил
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

София Премудрость Божия с избранными святыми.
(Триптих -
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_left.jpg"><i>Левая створка</i></a>,
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_right.jpg"><i>правая створка</i></a>.
Москва. Вторая половина XVI века.
Дерево, темпера.
Размер - 122 х 97 см. - средник. 121 х 48 см. - каждая створка. 
Иконография
София Премудрость Божия
Триптих представляет собой своего рода деисусный чин, где Софии предстоят, помимо традиционных фигур Богоматери и Иоанна Предтечи, следующие святые.
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_left.jpg"><i>Левая створка</i></a>:
Архангел Михаил, апостол Петр, святитель Николай;
Василий Великий, Григорий Богослов, князь Борис;
Святители Леонтий Ростовский, Игнатий Ростовский, преподобный Феодосий Печерский.
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_right.jpg"><i>Правая створка</i></a>:
Архангел Гавриил, Апостол Павел, митрополит Алексей;
Иоанн Златоуст, митрополит Петр, князь Глеб;
Святитель Исайя Ростовский, преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский.
Текст на фоне иконы - толкование образа Софии как олицетворения Девства. Согласно толкованию, фигура Софии Премудрости Божией с огненно красным ликом и огненно-красными крыльями, в золотой короне и красно-золотых одеждах, со скипетром в правой руке и белым свитком в левой, сидящая на престоле, является олицетворением Девства, образом девственной чистоты Пречистой Девы Богородицы и одновременно Церкви, в которой пребывает Иисус Христос. Огненное лицо Софии означает, по толкованию, божественный огонь, который "попаляет" страсти "тленные" и просвещает душу чистую. Над ушами Софии тороки (ленты), подобно ангельским, - символ девственной жизни, равной ангельской. Тороки же "суть покоища Святого Духа". Венец царский - знак того, что смиренная мудрость Девства царствует над страстями. Препоясание на чреслах и груади девы - "образ старейшинства и святительства". Скипетр в руке - царский сан Девства. Орлиные, огненные крылья - "высокопаривое пророчество", т.е. высокий пророческий дар и скорый, быстрый разум. "Слава, окружающая Девство, есть "одеяние света", а престол Девства - "покой Будущего века, т.е. мир Царства Божиего (Евр. 3 : 18). Семь столпов - семь дарований Духа. Камень под ногами - то же Девство, как камень веры в Христа и основание Церкви. Христос, изображенный над головой Девы, подает архиерейское благословение как глава мудрости, Слово Боджие. Полог неба с Уготованным престолом и ангелами - простертые небеса, приклоненные Христом к Девству Софии.
Тексты на фоне Славы: слева - "Девство образ Божий; от девы бо родися Господь, девства почти, елико бо лезплотен и безтелесен Господь, толико чистоте и безистлению плоти нашей радуется". Справа - "В шуйце же имать свиток написан, а в нем написаны суть неведомых тайн откровения…Недостижна бо суть божественная действо ангелом и человеком". 
Происхождение
Находился в собрании А.И. и И.И. Новиковых, затем в церкви Успения "на Апухтинке" в Москве. 
Местонахождение
Государственная Третьяковская Галерея № 19973 (средник); 19868 (левая створка); 19869 (правая створка). 
Библиография
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI-XVIII вв. М., 1963. Т. 2. № 482.
София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII - XIX веков из собраний музеев России. М., 2000.
Каталог № 98 С. 274-275. 
Поддержите проект
Project assistance