Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Видение Иоанна Богослова на острове Патмос
Видение преподобного Евлогия
Видение пророка Иезекииля
Видение пророка Исайи
Видение хутынского пономаря Тарасия
Лоно Авраамово
Рай
Страшный Суд
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Страшный Суд.
Вторая половина XVIII в.
Поволжье.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 180 х 137 см.
В иконографическом отношении икона типична для XVIII в., особенно для его середины - второй половины. Основные звенья композиции пришли из искусства XVI в. С конца XVII в. становятся популярными такие мотивы иконографии данного памятника, как композиция "Предста Царица" в изображении Горнего Иерусалима, с фигурами Христа и Богоматери в рост, причем Христос держит в руках большой крест; как изображение грешников, связанных одной цепью, которую держит сатана; как изображение пустынной земли с водной гладью вдали. Интересно изображение богача с серебром, в колеснице, запряженной двумя бесами, которыми правит третий бес. Данный вариант Страшного суда сложился под сильным влиянием печатной графики. Из гравюр пришли и многочисленные тексты, и их компоновка, и даже разбивка как бы на отдельные страницы текстов, поясняющих изображения вечных мук и грехи идущих в ад грешников различных сословий.
Очень интересны такие детали фольклорного характера, как изображения зверей, рыб и птиц. Икона ярко представляет искусство городских посадов, любимое народом. Исполнивший икону мастер в своей палитре опирался на опыт русской иконописи середины XVIII в. Особенности композиции, а также личное письмо, имеющее гладкую поверхность, с характерными бликами на глазах, передающими их почти "натуральный" блеск, позволяют сузить датировку иконы до 1770-1780 годов.
Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. 
Иконография
Страшный Суд 
Происхождение
Неизвестно 
Местонахождение
Частные коллекции 
Библиография
Каталог "Русские иконы. Частные коллекции". Стр. 44 
Поддержите проект
Project assistance