Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Ахтырская.
Москва (?).
Конец XVIII - начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 35 x 28 см. 
Иконография
Ахтырская

Икона является списком с чудотворной иконы Богоматерь Ахтырская, обретенной согласно преданию 2 июля 1739 г. в селе Ахтырка Харьковской губернии священником Василием Даниловым близ Покровской церкви. К 1774 г. в рукописной книге Ахтырского Покровского храма было засвидетельствовано 324 чудесных исцеления от явленной иконы. Для установления подлинности чудес в 1744 г. по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны была создана комиссия. 22 июня 1751 г. Святейший Синод на основании полученных свидетельств предписал «святую оную икону почитать за чудотворную». Празднование установлено 2 июля. Акафист иконе был составлен в 80-е гг. XIX в. А.Ф.Ковалевским.
Как спасительница от несчастных случаев Ахтырская икона стала почитаться в Москве, что, несомненно, связано с историей рода Трубецких и их родового владения под Москвой близ Радонежа. Это село было переименовано в 1772 г. из Дудкина в Ахтырку в связи с основанием там первого деревянного храма во имя явления иконы Богоматери Ахтырской. По семейному преданию, икона Богоматерь Ахтырская (список) считалась наследственной родовой святыней, имела пожалованный императрицей Елизаветой Петровной драгоценный оклад. Родовая Святыня в окладе использовалась как выносная, а в одноярусном иконостасе слева от царских врат находился сделанный с нее список.
В настоящее время судьба первоначального явленного образа не совсем ясна. С 1768 г. чудотворная икона находилась в Ахтырском Покровском соборе, построенном на месте обретения иконы по указу Елизаветы Петровны и на ее пожертвования. По одной из версий, в 1903 г. икону направили на реставрацию в Петербург, и она была похищена безвозвратно во время путешествия. По другой версии, икона была возвращена в храм, где подверглась ограблению 1 апреля 1905 г., и уже после событий 1917 г. окончательно исчезла.
Иконография Богоматери Ахтырской не характерна для русского иконописания, складывается в XVIII в. под западно-европейским, возможно, польским влиянием, на основе предания, согласно которому Богоматерь еще в юные годы имела видение Распятия Иисуса Христа. Богоматерь изображается юной отроковицей с непокрытой головой и ниспадающими на плечи волосами; молитвенно сложив руки, она созерцает Распятие.
Большинство из дошедших до нас списков с явленной иконы были выполнены в конце XVIII или в начале XIX вв., к их числу относится и публикуемая икона. Она в основном повторяет протограф, однако, дополнительно на полях имеются изображения св. Ефросиньи и св. Нифонта (вероятно соименных заказчикам). 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1515 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance