Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «Взыскание Погибших».
Москва (?).
1840г.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 18x14 см.
На обороте датирующая надпись: «ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ БЛАГОСЛОВЕН МНЕ НАДЕЖДЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ПЕТРОВЕ 1840 ГОДА АПРЕЛЯ 13-ГО ДНЯ» 
Иконография
«Взыскание Погибших»

Икона является списком одной из чудотворных икон Богоматери «Взыскание погибших». Это именование возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII в.). Молясь перед образом Богоматери, Феофил называл ее «Взыскание погибших». На Руси так называемая «молитва Феофила» и текст повести стали известны благодаря тому, что она вошла в составленные св. Димитрием Ростовским Четьи Минеи (под 23 июня). Впервые они были изданы в 1689 г. Церковные предания утверждают, что в XVIII в. на Руси прославились чудотворениями несколько икон Богоматери «Взыскание погибших». Древнейшими и наиболее известными среди них в XIX в. считали образ из Георгиевской церкви г. Волхова и икону из московской Христорождест-венской церкви в Палашах. Эта икона, почитаемая как древняя чудотворная святыня, стоит сейчас в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.
Главными иконографическими особенностями этого образа являются: почти поколенное изображение сидящей Богоматери, положение Младенца, стоящего на Ее коленях, десницей обнимающего Ее и приникающего щекой к лику Богородицы, а также достаточно редкое изображение рук Марии с плотно сцепленными пальцами. Руки Богоматери образуют кольцо вокруг фигуры Младенца Христа. В иконописной традиции XIX в. существовало несколько устойчивых иконографических вариантов этой иконы, когда Богоматерь изображалась с покровенной или непокровенной главой, иногда не воспроизводилось характерное положение Ее рук. На некоторых иконах слева помещалось изображение окна с пейзажем. Все вышеперечисленные варианты иконографически восходят к той или иной чтимой святыне.
Служба иконе была составлена в Москве в XIX в. на основании общебогородичных молитвословий и службы Сретению. Молитва ко Пресвятой Богородице «Взыскание погибших» взята из русского текста повести «О покаянии Феофила». Празднование совершается 5 февраля.
Икона из собрания Третьяковской галереи, вероятно, является сокращенным списком иконы «Взыскание погибших» из Воскресенской церкви г. Твери. Она воспроизводит основные иконографические особенности данного образа: голова Богоматери не покрыта, Ее волосы свободно ниспадают на плечи, слева помещено изображение окна. Отличительной особенностью иконы из Третьяковской галереи является обрамляющий изображение овал. Внизу в овале помещена надпись крупными буквами: «дерзай, взыщу и услышу». 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-2369 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance