Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Свенская.
Константинополь (?).
VII-XVII вв. (?).
Рельеф. Мастика: ладан, камедь (связующие); свинцовый сурик, кристаллы кальцита, мелкие частицы известняка (наполнители); отливка неравномерной высоты укреплена на деревянную основу.
Размер 46 x 37,5 см. 
Иконография
Влахернская

Первоначально икона принадлежала семье Строгоновых, позднее перешла во владение князей Голицыных в качестве приданого. Происхождение иконы объяснялось семейным преданием, вошедшим в летопись Влахернского храма 1869 г. Согласнр этому рассказу, в 1653 г. из Константинополя ко двору царя Алексея Михайловича были присланы две иконы Влахернской Богоматери «устроенные на досках из воскомастики». Одна из этих икон была поставлена, по повелению царя, в Успенский собор Московского Кремля, другой — был благословлен Строганов и «какая из них подлинная — неизвестно».
В греческой грамоте, присланной по просьбе царя и датированной 10 декабря 1654 г., сообщается, что «поднесенная... чудотворная икона Богоматери Влахернской та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя и греческих императоров, которую царь Ираклий имел при себе в походе против персов и о чудесах которой обстоятельно повествуется в истории».
Долгое время образ «Влахернской Богоматери» в «Кузьминках» считался копией с присланной государю иконы. Однако проведенные в последнее время исследования иконы «Богоматерь Влахернская» Успенского собора и сделанных с нее копий, говорят о том, что именно икона из «Кузьминок» соответствует описанию, данному иконе «Богоматерь Влахернская» Павлом Алеппским, видевшим ее незадолго до привоза в Россию на Иерусалимском подворье в Константинополе. Павел Алеппский так характеризовал икону: «...Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски...». Кремлевская икона и две другие копии выполнены в традиционной технике деревянного рельефа с последующей росписью. Техника, иконографические детали и стилистические черты свидетельствуют о древности образа «Влахернской Богоматери» из Третьяковской галереи, который во многом близок ранневизантийским энкаустическим иконам. Однако невозможно с уверенностью сказать является икона самой древней святыней, почитавшейся константинопольким храмом Богоматери во Влахернах, или точным ее повторением, выполненным в неизвестное время до середины XVII в. 
Происхождение
Происходит из церкви Богоматери Влахернской имения «Кузьминки», Москва. Находилась в местном ряду, слева от царских врат. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 28864 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance