Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость».
Россия.
Конец XVII – начало XVIII в. (не ранее 1697г.).
Дерево, левкас, темпера.
Размер 97,3 x 68,5 см. 
Иконография
«Всех Скорбящих Радость»

Икона является списком с чудотворной иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», прославившейся в 1688 г. после того, как от этого образа, находившегося в московской церкви Преображения на Ордынке, излечилась сестра патриарха Иоакима. Икона, по-видимому, появилась в Преображенской церкви после ее перестройки в 1685 г. Судьба чудотворного образа не ясна. По одной версии он находился в московской церкви «Всех скорбящих радость» на Ордынке, сменившей древний Преображенский храм, вплоть до ее закрытия в советское время. Согласно другой версии чудотворный образ в 1711 г. по желанию царевны Наталии Алексеевны был перевезен в Петербург, в Москве же остался список. Московская и петербургская иконы заметно отличаются по своей иконографии.
Иконография Богоматери «Всех скорбящих радость», известная на Руси с 80-х гг. XVII в., складывалась под очевидным влиянием нескольких католических типов изображения Богородицы. Единственная общая черта многочисленных вариантов — изображение страждущих, обращающих свои мольбы к Богоматери, которая выступает как их заступница и покровительница (исключение составляет петербургская чудотворная икона, где страждущие не изображены). В варианте иконографии, к которому относятся как московская, так и петербургская иконы, в центре изображалась увенчанная короной Богоматерь, нередко стоящая на луне и держащая на левой руке коронованнного Младенца. Образ окружен сиянием, также восходящим к тексту Апокалипсиса о «жене, облеченной в солнце» (Отк. 12:1). В варианте, к которому принадлежала московская чудотворная икона, это изображение дополнено страждущими, разделенными на шесть групп — старцев, нагих, больных, скорбящих, голодных и путешествующих, которых от лица Богородицы утешают ангелы. Эти изображения прямо иллюстрируют текст тропаря иконе, который помещен в картуше в нижней части композиции. Особенность, присущая московской чудотворной иконе, — наличие четырех дополнительных святых, чьи изображения помещены по обеим сторонам от Богородицы над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский.
Икона из Третьяковской галереи достаточно точно повторяет иконографию московской чудотворной иконы, почти совпадая с ней по размерам. Она может считаться одной из самых ранних реплик такого извода. Особенность данного памятника — иной порядок расположения дополнительных святых и замена изображения Григория Декаполита на Григория Неокесарийского (что, вероятно, связано с близостью ц. Николы в Толмачах к ц. Григория Неокесарийского на Полянке). 
Происхождение
Происходит из церкви св.Николая в Толмачах в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 20855 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance