Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки
Художник выполнит портрет по фото на заказ недорого. Цены художника.

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Елецкая-Черниговская.
Россия.
Начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 71 х 57 см. 
Иконография
Елецкая-Черниговская

Икона является списком с чудотворного образа, находившегося в 70-е гг. XVII в. в Елецком Успенском монастыре в Чернигове. Монастырь, основанный еще в XI в., возрождается при игумене архимандрите Иоанникии Галятовском, известном писателе XVII в. В 1669 г. И. Галятовский издает свое сочинение «Скарбница потребная...», в котором описывает историю Успенского Елецкого монастыря и иконы Елецкой Богоматери, а также чудеса, происходившие в монастыре. Судя по тексту повествования, к моменту возобновления монастыря в нем не было чтимого образа Богоматери, и настоятель не располагал никакими свидетельствами о его существовании ранее. Лишь в январе 1669 г. в монастырь был отдан купленный на ярмарке в том же году образ Богоматери, названный «Елецкая». Приведенное в «Скарбнице...» семейное предание московского боярина Никиты Ивановича Одоевского, слышанное им от своих предков, о явлении близ Чернигова на ели образа Богоматери, потому и названного Елецким, об основании на том месте церкви с тем же именем, о перенесении его во время войны с поляками из Чернигова в Москву, объясняет происхождение и название образа, а также отсутствие его в Чернигове.
Об иконе 1669 г. Елецкого монастыря можно судить по гравюре на обороте титульного листа «Скарбницы...». На кроне дерева, в сиянии, представлена как бы сидящая на невидимом престоле Богоматерь, держащая Младенца перед собой. Существовал еще один чтимый образ Елецкой-Черниговской Богоматери в Харьковском кафедральном соборе, история которого, по-видимому, также связана с Успенским Елецким Черниговским монастырем. На иконе харьковского собора (59 х 46 см.) дан тот же образ, что и на гравюре, украшавшей книгу И. Галятовского. Оба образа представляют явление Богоматери с Младенцем на ели, освящающее место, на котором будет основан монастырь.
Иоанникии Галятовский находит обоснование явлений Богоматери и Ее икон на деревьях в текстах Библии. Он ссылается на Исайю (41:18-20; 55:12-13) и Осию (14:6-10). Ель упоминается в Псалтири (103:17). Галятовский акцентирует внимание на деревьях, имеющих в текстах символический смысл, как образы древа жизни, вечной неувядаемости, возрождения Израиля, Иерусалима. Но и ель соотносима с этими символами как вечнозеленое, смолистое, подобно кипарису пирамидальное дерево. Очевидно, в понимании Галятовского, церковное предание о явлении на дереве и изображение на иконе обретают более широкий символический смысл. Ведь в новозаветной символике, среди акафистных образов Богоматерь именуется «древом благоплодовитым».
Икона Третьяковской галереи повторяет чтимый харьковский образ, но изменено положение рук Младенца Христа: правая — благословляет, а левая лежит — на колене левой ноги. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1701 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance