Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «Жена, Облеченная В Солнце».
Москва.
XVIII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 111 х 77 см. 
Иконография
«Жена, Облеченная В Солнце»

В XV в. в Германии возник аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены. В этой иконографии Богоматерь представлена в рост, с Младенцем на руках; ее ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богоматери (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...»(0тк. 12:1,5). Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стеклах, начиная с XV в. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии принадлежат почитавшиеся в России иконы Виленская и Благодатное Небо из Архангельского собора Московского Кремля. Последняя была создана царскими иконописцами Оружейной палаты в 1678-1680 гг. по имеющемуся у них западному образцу. Вероятно, по этому же образцу была исполнена в 1682 г. и икона-аппликация для церкви Распятия Большого Кремлевского дворца. Ее автор —Василий Познанский, был выходцем с западных земель. Возможно, он и привез в Москву этот иконографический образец.
Икона из Третьяковской галереи воспроизводит один из вариантов этой иконографии. Богоматерь представлена в рост, фронтально. Ее руки, поддерживающие Младенца, скрещены; в левой руке — белый плат; пальцы правой руки сложены в жесте благословения. Младенец Христос изображен с закрытым Евангелием в левой руке. На головах Матери и Сына золотые короны с крестами, окруженные нимбами. Вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Третий ангел венчает короной голову Младенца Христа. Богоматерь изображена на фоне красного овала мандорлы со светлыми охристыми лучами сияния. На ее плечах две белые лучистые звезды. Под ногами Богоматери — лунный серп. На мандорле надпись: «жена, облеченная в солнце». На лунном серпе продолжение надписи: «и луна под ногами ее». Ближайшие иконографические аналогии иконы обнаруживаются в польском искусстве. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 28622 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance