Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Богоматерь Знамение.
Двусторонняя икона. <a href="?menu=iconography&base=5&struct=214&icon_id=source30/7a"><i>На обороте</i></a> - Мученица Ульяна.
Новгород.
Первая половина XIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 78 х 66 см. 
Иконография
Богоматерь Знамение

Икона является самым ранним сохранившимся списком прославленной новгородской святыни «Богоматерь Знамение», датируемой до 1169 г. и находящейся сейчас в Софийском соборе Новгорода.
История древней иконы прослеживается по письменным источникам XVI в. О ней сообщается в делах Церковного собора 1553-1554 гг. и Новгородской II летописи под 1561 г. Из этих источников следует, что икона была при везена по указу Ивана Грозного из Новгорода и постав лена как храмовый образ в выгоревший Благовещенский собор Московского Кремля вскоре после пожара 1547 г. В начале XVII в. для Благовещенского собора сделали новый храмовый образ, являющийся несколько уменьшенной копией древней иконы. По-видимому, после это го древнюю икону перенесли в Успенский собор, где она и находилась до 1917 г. Икона была, вероятно, одною из самых прославленных новгородских святынь. Новый этап ее почитания начался с середины XVI в. в стенах Московского Кремля, о чем свидетельствуют письменные источники и ее копии-списки в Архангельском и Благовещенском соборах. В XVIII в. икона, не сохранившая своего сказания, была отождествлена с чудотворной «Устюжской», источавшей миро и спасшей город Великий Устюг от «каменного града» в 1290 г., согласно рас сказу из Жития св. Прокопия Устюжского.
Главная иконографическая особенность иконы — образ воплощенного Младенца Иисуса Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, пребывающего на небесах. Триединый Бог представлен в верхней части иконы в образе Ветхого Деньми — седовласого старца из ветхозаветных видений (Дан. 7:9-14). От его благословляющей руки исходит Божественный луч (св. Дух). Он восседает на престоле, окруженном голубой мандорлой с Небесными Силами. Содержание образа раскрывается в надписи: «Иисус Христос Трисвятой Ветхий Деньми». Икона наглядно показывает реальность Непорочного Зачатия и Воплощения вечно сущего Бога — второго лица Троицы.
Наиболее существенная реставрация иконы произошла в XVI в. Тогда был полностью заменен левкас на фоне (вырезан по контурам фигур) и на новом левкасе написаны крылья архангела. Первоначальный фон был золотой. На лике Богоматери имеются потертости красочного слоя, от престола за ее спиной и от посоха в руке архангела остались только фрагменты.Представленная икона «Богоматерь Знамение» с «Мученицей Ульяной» на обороте отличается от иконы, находящейся в новгородском Софийском соборе выбором святых на обороте и полях. 
Происхождение
По сообщению П.И.Юкина, вывезена из Зверина монастыря в Новгороде в 1913 году. 
Местонахождение
Собственность П.Т. Кориной. Москва. 
Библиография
Каталог "1000-летие Русской художественной культуры". Москва 1988. Стр. 50,333. 
Поддержите проект
Project assistance