Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Кирилло-Белозерская.
Конец XIV века (до 1397 г.)
Москва
Дерево, левкас, темпера.
72 х 50 см. 
Иконография
Кирилло-Белозерская

По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии).
Данный иконографический извод встречается реже, чем классический вариант Одигитрии с фронтальным положением фигур. Иконы этого извода иногда выделяют в особый тип «Богоматерь Перивлепта». 
Происхождение
Находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. По преданию, икона принесена преподобным Кириллом в 1397 г. из московского Старого Симонова монастыря, где находилась в его келье. Именно от этой иконы преподобному был глас, повелевающий идти на Белоозеро. 
Местонахождение
ГТГ (Инв. 22943) 
Библиография
Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995. Кат. № 66, с. 152-153.
"Чудотворный образ" 
Поддержите проект
Project assistance