Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки
Напольные подушки espe.spb.ru.

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Козельщанская.
Москва.
Конец XIX - начало XX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 13x10,5 см.
На иконе надпись: «ИЗОБРАЖЕНIЕ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖ МТРИ» 
Иконография
Козельщанская

Икона является повторением чудотворного образа Козельщанской (Козельщинской) Богоматери, который находился в Рождество-Богородичном женском монастыре в селе Козельщине Полтавской губернии. Первоначально икона была семейной святыней в доме графа Капниста. Фамильное предание свидетельствует: «... икона эта, написанная в италианском стиле конца XV или начала XVI столетия, принадлежала супруге запорожского войскового писаря Сиромахи, который, подписав вместе с гетманом Полубожком акт окончательного присоединения Малороссии к Русской Державе, был награжден землей и, по желанию императрицы [Екатерины II], женился на одной из ее фрейлин, происходившей из италианского рода». Чудесное исцеление Марии, дочери графа Владимира Капниста, молившейся перед этим образом, произошло 21 февраля 1881 г. В последствии, икона прославилась многими чудесами и исцелениями в Москве, куда она была привезена семейством графа Капниста. В марте 1881 г. по благословению преосвященного Алексия икона Козельщанской Богоматери временно устанавливается для поклонения в одном из московских храмов. В апреле 1881 г. с разрешения Полтавского архиепископа Иоанна икона перенесена во временную часовню, специально для нее устроенную в графском саду в Козельщине. Летом собрана особая следственная комиссия из духовных и гражданских лиц, обследовавшая 21 чудо, бывшее от иконы в 1881-1882 гг.. А в июне 1886 г. икона торжественно крестным ходом с чтением акафиста и водосвятием передана в храм, вокруг которого основалась сначала женская община, а затем монастырь. Празднование иконе установлено 21 февраля.
Чудотворная икона Козельщанской Божией Матери имела небольшие размеры (35,2 х 26,4 см). Младенец Христос на Козельщанской иконе полулежит на коленях Богоматери, держа крест. Справа на столе изображена чаша с ложечкой в символ того, что Богоматерь принесла радость миру: «Радуйся, чаше, черплющая радость». Чаша и ложечка на столе перед Богоматерью могут быть истолкованы и как символы таинства причащения. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1580 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance