Лоретская
Икона повторяет чудотворный образ Богоматери Лоретской, известный с XVI в. и связанный со Сказанием о Доме Богоматери. По преданию, Дом Богоматери был перенесен ангелами из Назарета в Италию и явился 10 мая 1291 г. в местечке Рауница в Далмации. Там в каменной сводчатой нише и был обретен Чудотворный образ, получивший позже название Богоматери Лоретской. 10 декабря 1294 г. Дом переместился из Далмации и появился в провинции Анкона около города Реканати, а позже в 1295г. Дом обрели недалеко от города. До 1507 г. это чудо не было признано даже папами. До конца XVI в. о нем ничего не было известно и на востоке.
Чудотворный образ Богоматери Лоретской представлял собой не икону (как она ошибочно названа в литературе о чудотворных иконах), а скульптурное изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из кедрового дерева, по преданию, евангелистом Лукой. У Младенца правая рука благословляет, в левой — держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями.
В русской православной традиции изображения Богоматери Лоретской редки и представлены исключительно в виде икон нескольких типов: чаще в виде привычной Одигитрии (типа Черниговской-Ильинской, Феодотьевской, Сокольской), что говорит о незнании первоисточника; реже в виде живописных произведений, прототипом которым послужило древнее скульптурное изображение или его живописная реплика. Последние сопровождаются надписями с названием иконы.
Икона Третьяковской галереи выполнена на тонком иконном щите (две доски, две накладные шпонки, без ковчега) в сложной комбинированной технике темперной живописи в сочетании с инкрустацией перламутром с применением подкраски и лессировочного слоя для придания перламутру различных оттенков. Использование художником нетрадиционной техники, а также монументальность образа дает возможность предположить, что в качестве прототипа послужил не живописный оригинал. Композиция иконы близка к скульптурному изображению Богоматери Лоретской, она воспроизводит даже ее расположение в интерьере итальянской церкви. Иконографическими особенностями иконы являются красная драпировка, крест в правой руке Богородицы, а также полностью скрытые под платом и короной волосы, что говорит о творческой переработке первообраза. |