Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Любятовская.
Псков.
Середина XV в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 109 x 77 см.
Фрагменты нечитаемой вкладной или благопожелательной надписи сохранились на верхнем поле иконы 
Иконография
Любятовская

С иконой связано устное предание о ее заступничестве за Псков в 1570 г. во время прихода в город войск царя Ивана Грозного. Предание это, видимо, жило среди монастырской братии и сохранилось благодаря надписи на пластине, которая была укреплена в XIX в.,на тыльной стороне доски. «В лето 1570 в субботу второй недели Великого поста Царь Иоанн Васильевич Грозный идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре у Николы на Любятове. Здесь, во время утреннего пения, стоя в церкви, взирая и на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем, сказал своим воинам: иступите мечи о камень, и да престанут убийства». Другое предание, также зафиксированное в поздней надписи на тыльной стороне иконы, сообщает о поругании этой святыни во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. Сохранилась также запись об устроении в декабре 1673г. оклада на эту икону «обещанием» воеводы князя Константина Осиповича Щербатова, где она также именуется «чудотворной». Празднование Любятовской иконе Богоматери приходится на 19 марта.
Икона относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания Младенца и Матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богородицы. Этот жест напоминает об изображениях типа «Взыграния». К особенностям извода Богоматери Любятовской следует отнести прямую посадку Младенца, наличие свитка в левой согнутой в локте руке и обнаженную правую руку. На этих иконах Младенец часто представлен облаченным в тунику, препоясанную под грудью и по плечам, с гиматием, драпирующим только нижнюю часть фигуры.
Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти. По закону Моисееву первосвященник, входящий в святилище, должен облачаться в льняной хитон и опоясываться (Левит. 16:4). Препоясание как символ власти также подтверждается ветхозаветными текстами (2 Цар. 22:33; Пс. 92:1). Образом власти является и изображение лент-клавов на плечах Младенца, о чем свидетельствует пророк Исайя (Ис. 9:6, 7). Таким образом, Христос здесь представлен «по чину Мельхиседекову» как Царь и Первосвященник. О Царстве будущего века, видимо, должны напоминать красные нимбы, украшенные золотым орнаментом в виде вьющейся лозы. В жесте правой руки Младенца, нежно касающегося лица Матери, можно усмотреть намек на тему «брачного», нераздельного, союза между Богоматерью — Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом — Христом. 
Происхождение
Происходит из Никольской церкви XVI в. погоста Любятово, близ Пскова. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 12725 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance