Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «Нечаянная Радость» со 120 чудотворными иконами Богоматери.
Москва.
Середина XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 121 х 94 см. 
Иконография
«Нечаянная Радость»

Иконография с изображением почитаемых в России икон Богоматери восходит к большим гравюрам, которые появились в начале XVIII в. и содержали различное число изображений, расположенных в произвольном порядке или по месяцеслову. Большие гравюры разрезались на отдельные изображения, которые использовались для иллюстрирования книг, содержащих рассказы о чудотворных иконах Богоматери. Источником служили печатные листы с изображением прославленных икон, которые получили во второй половине XVII в. широкое распространение в Польше и Малороссии, а оттуда проникли в Москву. Идея составления свода чудотворных икон связана, возможно, с появлением в конце XVII -начале XVIII в. людей, отрицавших чудотворность икон с позиций рационализма.
Сюжет иконы «Нечаянная радость» взят из сочинения св. Димитрия Ростовского (Туптало) «Руно орошенное» (XVII в.). Некий грешник, отправляясь на злое дело, молится, по обыкновению, перед иконой Богоматери с Младенцем и видит, что на теле Младенца возникают раны на руках, ногах и в боку и из них течет кровь, как во время Распятия. Богоматерь говорит, что от грехов людей открываются раны на теле Христа. Тем не менее она умоляет Христа простить раскаявшегося грешника, которому дается «нечаянная радость» после того, как он целует раны Христа на иконе.
Когда и где появилась первая икона на этот сюжет неизвестно. Древнейшая из известных нам икон была вложена в московскую церковь Неопалимой Купины, что на Девичьем поле, в 1832 г., ее особое почитание началось в 1835 г. после того, как она прославилась чудотворениями. Хотя икона считалась древней, о слабом распространении сюжета говорит тот факт, что в 1840 г. иконография и название иконы не были известны Филарету, митрополиту Московскому. Другие московские иконы на этот сюжет возникли не ранее середины XIX в.
На иконе из Третьяковской галереи чудотворные образы расположены в произвольном порядке, хотя в основном они следуют месяцеслову сентябрьского года. Выделение сюжета «Нечаянная радость» в качестве главной темы связано, возможно, с чудом, случившимся от иконы в московской церкви Неопалимой Купины в 1838 г. 
Происхождение
Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 28821 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance