Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Богоматерь Страстная.
Москва. Первая треть XVIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 144,5 х 78 см. 
Иконография
Богоматерь Страстная

Икона представляет близкое повторение чудотворного образа «Богоматерь Страстная», чудесно обретенного, как сообщает «Сказание о палецкой иконе», по указанию Богоматери, 1 мая 1641 г. в Нижнем Новгороде. В июле того же года образ перенесен в с. Палец, где прославился чудотворением. Вскоре икона была принесена в Москву и, по повелению царя Михаила Федоровича, с нее сделан список, а икона возвращена до 1645г. в с. Палец, в деревянную Одигитриевскую церковь. Список с чудотворной палецкой иконы, сделанный в Москве, был установлен в каменной церкви Богоматери Одигитрии, построенной в 1646 г. у Тверских ворот в память о встрече на этом месте палецкого чудотворного образа. Она стала соборным храмом девичьего монастыря, устроенного при ней повелением царя Алексея Михайловича. С середины XVII в. монастырь именуется «Страстным». Икона находилась в монастырском соборе до времени его закрытия в 1937 г. Икона «Богоматерь Страстная» Московского Страстного монастыря почиталась чудотворной, и общерусское празднование было установлено в шестое Воскресенье по Пасхе, в память первого чуда, совершенного в Нижнем Новгороде от иконы, и 13 августа, в воспоминание встречи иконы в Москве. В XVII в., при царе Алексее Михайловиче, празднование Встречи было 30 августа, о чем свидетельствуют крестные ходы в церковь Богоматери Страстной и участие государя в праздничных службах.
На чудотворной иконе представлен поясной образ Богоматери с Младенцем на левой руке. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов, представленных вверху на фоне. Образы ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей, дали название иконографическому типу «Богоматери Страстной». Истоки этого иконографического извода можно найти в византийском искусстве XII в. Однако окончательно он сформировался в XV в. в иконах итало-критского круга, прежде всего в произведениях Андреаса Рицоса (1422-1492), которого, по-видимому, можно считать автором данного иконографического извода.
Исключительной особенностью иконы из Третьяковской галереи являются двенадцатистрочные вирши со смежной рифмой, расположенные в два столбца на нижнем поле иконы. Текст вирш раскрывает тему страстной жертвы и включает пророчество Симеона Богоприимца о Богоматери; выражение «царствующий сей град» дает основание считать икону написанной в Москве. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
Государственная Третьяковская Галерея (№ инв. Арх ДР 38). 
Библиография
София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII - XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Каталог № 25 С. 104-105.
Сидоренко Г.В. Чудотворный образ "Богоматери Страстной" в России // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1999.С. 96-103. Ил. На с. 98.
"Чудотворный образ" 
Поддержите проект
Project assistance