Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Феодоровская.
Россия.
1759г.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 65 x 50 см.
На нижнем поле иконы надпись расположена в два столбца по четыре строки в каждом. Левый столбец: «СЕЙ СТЫЙ ОБРАЗЪ СПИСАНЪ С ЧУДОТВОРНАГО ОБРАЗА ПРТЫЯ БДЦЫ НАРИЦАЕМОГО ФЕОДОРОВСК… ЕТ… ХРАМ… КОСТРОМЕ ЯВЛЕНИЕ ТОГО ЦЕЛБОНОСНАГО ОБРАЗА БЫСТЬ В ЛЕТО 6747 (1239)… ДА АВГУСТА В … ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЕ ТМУ ЧУДОТВОРНОМЪ ОБРАЗУ ПОЛОЖЕН В ПРОЛОГЪ МАРТА ДI (14) ДН».
Правый столбец: «ЯВИСИ ТОИ СТЫЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗЪ БЛГОВЕСНОМУ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ … ЕОГГИНИЧУ РЕКОМОМУ КВАШНЕ КОСТРОМСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ СНУ ВЕЛИКАГО НЗЯ ГЕОРГИЯ ЯРОСЛАВИ… ВЛАДИМИРСКАГО ПРАВНУКА ЖЕ ПРБДНАГО ВЕРНАГО И ВЕЛИКАГО КНЗЯ АЛЕЗАНДРА НЕВСКАГО ПИСАН 7267 (1759) ГОД ОКТЯБРЯ В КА (21) ДНЬ» 
Иконография
Феодоровская

Икона является списком с чудотворной иконы «Богоматерь Феодоровская» из Успенского собора в Костроме (сейчас в церкви Воскресения на Дебрях в Костроме). Согласно Сказанию, составленному не позднее XVII в., икона в 1239 г. была перенесена из разоренного татарами Городца на Волге в Кострому великомучеником Феодором Стратилатом (отсюда и название иконы). Икона явилась во время охоты в лесу Костромскому князю Василию Георгиевичу, называемому Квашня, который увидел икону, стоящую на сосне. По преданию, жители Костромы видели, как эту самую икону нес через город воин, ликом походящий на св. Феодора Стратилата. При нашествии татар Богоматерь Феодоровская ослепила вражеское войско и тем самым даровала победу князю Василию в битве на Святом озере. С XVII в. история иконы тесно связана с династией Романовых. «Богоматерь Феодоровская» сыграла определенную роль в избрании на царство царя Михаила Федоровича Романова в 1613 г. Это событие произошло в Костроме, и поэтому икона получила свое второе имя — Феодоровская-Костромская.
Празднование иконе «Богоматерь Феодоровская» было установлено 14 марта (День согласия Михаила Федоровича занять престол) и 15, 16 августа на месте явления иконы. Благодаря царской династии, икона приобрела общероссийское почитание.
По иконографии Богоматерь Феодоровская близка к Владимирской. Ее важнейшей особенностью является обнаженная левая ножка младенца Христа. Не исключено, что эта деталь была и на иконе «Богоматерь Владимирская» до ее поновления в XV в. 
Происхождение
Происходит из Троицкого придела Успенской церкви на Апухтинке в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-40 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance