Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «Умягчение Злых Сердец».
Россия.
Первая треть XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 32,8 x 28,5 см. 
Иконография
«Умягчение Злых Сердец»

Образ Богоматери «Умягчение Злых Сердец», в основе которого лежит икона «Богоматерь Ченстоховская», получает распространение в России после 1813 г. За освобождение Ченстохова от французов настоятель Ясно-горского монастыря преподнес генералу от инфантерии барону Ф.В. Остен-Сакену копию почитаемой католиками Ченстоховской иконы. Переданная главнокомандующему русскими войсками М. И. Кутузову, она была вложена последним в петербургский Казанский собор. С этого момента многочисленные повторения «Ченстоховской», более известные под названием «Умягчение Злых Сердец», разошлись по России. Изредка встречаются иконы с первоначальным названием, подобно публикуемой иконе, которая является наиболее ранней в этом ряду.
Терпимость, проявленная к копии с ченстоховского образа, объясняется византийским происхождением древнего первоисточника и поклонением ему с XII в. православных в Галицкой Руси. Древний прототип Богоматери Умягчение Злых Сердец был известен мастерам Оружейной палаты в XVII в. В 1690 г. Трифон Кириллов и Василий Козьмин исполнили такую икону для боярина Ф.А. Лопухина по образцу, принадлежащему Петру I.
На публикуемой иконе «Богоматерь Умягчение Злых Сердец» изображена полуфигура Марии с сидящим Младенцем на левой руке. Их главы увенчивают золотые короны (напомним, что в 1717 г. поляки короновали ченстоховскую икону в знак признания ее чудотворности). На ее груди изображен золотой круг с голубем на фоне перекрещивающихся квадратов с вогнутыми сторонами. Ниже вертикальный овальный щиток, на фоне которого золотом с чернью изображена Голгофа с орудиями страстей. На шее Богоматери — три жемчужные нити. Они и щиток несомненно являются воспроизведениями вотивных даров, подвешенных к оригинальной иконе. Младенец показан в царских одеждах. Его ножки сложены. В левой руке он держит Евангелие, благословляя правой рукой. В нижней части иконы — ордерный парапет с золотыми вратами-дверками. На полях изображены: слева — архангел Михаил, свв. Вонифатий и Улита; справа — архангел Рафаил, свв. Евдокия и Параскева(Парасковия). 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1763 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance