Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Шуйская Смоленская.
Россия.
Конец XVII в. с прописями XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 110,5 x 96 см. 
Иконография
Шуйская Смоленская

Икона является списком чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, история появления которого связана с поразившей город Шую в 1654 г. эпидемией чумы. Как свидетельствуют рукописные сказания об этой иконе, прихожанами церкви Воскресения было предложено написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Икона (размером 110,7 х 88,7 см.) была написана Герасимом Тихоновичем Иконниковым в 1655 г. и помещена в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в г. Шуе. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: всякий раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667г. и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установить подлинность чудес. С этого времени икона официально почитается чудотворной.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI в. Общей чертой икон этой группы является положение высоко поднятой правой ноги Младенца, поддерживаемой им левой рукой за пятку и правой руки Богоматери, поддерживающей его левую ногу. Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Это своего рода «страстной» образ с внутренней смысловой связью с воскресным псалмом XXIII. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование, хранимое в роду Авраама. Семя змея «жалило его в пяту», Он претерпел страсти и был распят, но Он, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем «поразил в голову» искусителя. На многих богородичных иконах нарочито изображается пята Младенца Христа, как свидетельство прямой связи Его с Едемским обетованием.
Икона Третьяковской галереи выполнена почти в размер чудотворного образа и близка к нему по времени. Особенностью ее являются погрудные изображения в медальонах вверху на фоне, по сторонам Богоматери архангелов: Михаила (слева) и Гавриила (справа), держащих в руках сферы, на которых начертаны монограммы имени Христа. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. АРХ. ДР-62 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance