Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Преподобный Филипп Ирапский в житии.
Конец XVIII в.
Россия
Дерево, Темпера.
138,6 х 101 см.
Подпись на свитке в среднике: "Первее яко трудишася зде мало великих благих во веки насыщаются, второе яко преславная на телеси муки яже в ра." 
Иконография
Преподобный Филипп Ирапский

Расположение клейм:

1   2   3   4
5             6
7             8
9            10
11 12 13 14

1. Пострижение прп. Филипа возрастом 15 лет, пострижен прп. Корнилием Комельским.
2. Пребысть прп. Филип в монастыре 15 лет, многие труды подъят. Во едину ночь случися пети канун и бысть к нему глас: иди.
3. Обшед многие места и преде на брег Андоги реки в Красный Бор и почи под древом. Явися ему Аггел Господень, сказа ему яко уготовано зде место.
4. На утри же прииде прп. Филип ко князю Анд[рею] Шелеманскому просить места на Красном Бору, князь же исполни преподобного прошение.
5. Князь же Андрей поведа всем людям и князю Иоанну брату своему о преподобном, Иоанн же княсь хотя изгнати преподобнаго и недоехав и абие конь его возъярися и понесе его к церкви св. Николы и уби его о камень: князь [же] Андрей [по] прошению преподобнаго Филипа даде землю всю между двемя Ирапами и постави церковь во имя Пресвятые Троицы.
7. Преставление преподобнаго отца нашего Филипа, всех лет жития его 45.
8. Сельца Великаго Влас Алексеев был бес [оным] и святым иконам не поклонялся. Привезоша его ко преподобному Филипу и бысть здрав.
9. Церкви Николая Чудотворца что в селах Пономарь и Иларион Гаврилов скорбел ногою. Явися ему во сне прп. Филип и исцели болящего.
10. Тоя пу[сты] ни старец Феодосий скорбел ногою, во [Снеяви]ся ему прп. Филип, повеле написать икону прп. Филипа и положити на гроб его, и бысть здрав.
11. Князя Щербатаго приказнаго его человека дочь Екатерина ума лишилась, во узах повезоша ея рекою в лотьке и недоехав пустыни [уви]дела беснующая старца по воде идуща к ней и огради ея и бысть здрава.
12. Тоя же пустыни монах Феодор скорбел внутреннею болезнию много время, явися ему прп. Филип и рече ему: буди здрав.
13. Некий человек имен Тимофей скорбел о чане и нача молитися Стей Троице и прп. Филипу и бысть здрав.
14. Тоя же Андосской [во]лости [че]ловек [не]кий им[я] нем <...> был в велико[й] болезни и нача призывати на помощь преподоб[наго] Фили[па] и бысть зд[рав] 
Происхождение
Происходит из Пречистенской церкви с. Вохонькино Кодуйского р-на Вологодской области. 
Местонахождение
ЧКМ. Инв. 1051/1 
Библиография
Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995. № 192/193. 
Поддержите проект
Project assistance