Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Богоматерь Знамение.
Двусторонняя икона. <a href="?menu=school&s_top=&s_id=2&icon_id=source30/7a"><i>На обороте</i></a> - Мученица Ульяна.
Новгород.
Первая половина XIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 78 х 66 см. 
Иконография
Богоматерь Знамение

Икона является самым ранним сохранившимся списком прославленной новгородской святыни «Богоматерь Знамение», датируемой до 1169 г. и находящейся сейчас в Софийском соборе Новгорода.
История древней иконы прослеживается по письменным источникам XVI в. О ней сообщается в делах Церковного собора 1553-1554 гг. и Новгородской II летописи под 1561 г. Из этих источников следует, что икона была при везена по указу Ивана Грозного из Новгорода и постав лена как храмовый образ в выгоревший Благовещенский собор Московского Кремля вскоре после пожара 1547 г. В начале XVII в. для Благовещенского собора сделали новый храмовый образ, являющийся несколько уменьшенной копией древней иконы. По-видимому, после это го древнюю икону перенесли в Успенский собор, где она и находилась до 1917 г. Икона была, вероятно, одною из самых прославленных новгородских святынь. Новый этап ее почитания начался с середины XVI в. в стенах Московского Кремля, о чем свидетельствуют письменные источники и ее копии-списки в Архангельском и Благовещенском соборах. В XVIII в. икона, не сохранившая своего сказания, была отождествлена с чудотворной «Устюжской», источавшей миро и спасшей город Великий Устюг от «каменного града» в 1290 г., согласно рас сказу из Жития св. Прокопия Устюжского.
Главная иконографическая особенность иконы — образ воплощенного Младенца Иисуса Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, пребывающего на небесах. Триединый Бог представлен в верхней части иконы в образе Ветхого Деньми — седовласого старца из ветхозаветных видений (Дан. 7:9-14). От его благословляющей руки исходит Божественный луч (св. Дух). Он восседает на престоле, окруженном голубой мандорлой с Небесными Силами. Содержание образа раскрывается в надписи: «Иисус Христос Трисвятой Ветхий Деньми». Икона наглядно показывает реальность Непорочного Зачатия и Воплощения вечно сущего Бога — второго лица Троицы.
Наиболее существенная реставрация иконы произошла в XVI в. Тогда был полностью заменен левкас на фоне (вырезан по контурам фигур) и на новом левкасе написаны крылья архангела. Первоначальный фон был золотой. На лике Богоматери имеются потертости красочного слоя, от престола за ее спиной и от посоха в руке архангела остались только фрагменты.Представленная икона «Богоматерь Знамение» с «Мученицей Ульяной» на обороте отличается от иконы, находящейся в новгородском Софийском соборе выбором святых на обороте и полях. 
Происхождение
По сообщению П.И.Юкина, вывезена из Зверина монастыря в Новгороде в 1913 году. 
Местонахождение
Собственность П.Т. Кориной. Москва. 
Библиография
Каталог "1000-летие Русской художественной культуры". Москва 1988. Стр. 50,333. 
Поддержите проект
Project assistance