Богоматерь "Неувядаемый Цвет"
Икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» с небольшими изменениями повторяет чудотворный образ из Московского Алексеевского девичьего монастыря. Этот образ являлся древнейшим и наиболее чтимым среди прославленных в России икон этой иконографии. В настоящее время его местонахождение неизвестно. Первое упоминание об этой иконе относится к 1757 г., но скорее всего она находилась в Алексеевском монастыре и раньше. Празднование образу происходило в монастыре 3 апреля. Эта дата с XIX в. входит в православные святцы. Монахини монастыря пели перед иконой тропарь «Чистоты неувядаемой цвет».
Иконография этого богородичного образа возникла не ранее XVII в., вероятно, на Афоне. Особое распространение она получила в XIX в. под влиянием афонской гравюры. В России иконы Богоматери «Неувядаемый Цвет» встречаются в гравюрных листах с образами Богоматери с XVIII в. Икона Третьяковской галереи относится к наиболее древнему типу, восходящему, по всей вероятности, к неизвестной нам афонской святыне, созданной под определенным влиянием западной иконографической традиции. В основу этой сложной аллегорической композиции положены ветхозаветные прообразы Богоматери, эпитеты, вошедшие в богородичную гимнографию. В центре иконы изображены Богоматерь и Младенец Христос, облаченные в царские ризы, украшенные золотом («ризы преиспещренны, ризы позлащенны»). Храм, на фоне которого представлены Мария и Христос, — это образ «палаты Царя всех»; престол, за которым расположены Богоматерь и на котором стоит Спаситель — знак близости Девы к престолу Божию, а сама она есть «престол и чертог царствующего». Вокруг Богоматери с Младенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и другие изображения, являющиеся преобразовательными символами Марии. Процветший жезл в руках Богоматери — это напоминание еще об одном прообразовании Пресвятой Девы в Ветхом завете — жезле из корени Иессеева. Вазоны с цветами, цветущие ветви в этой иконографии прямо связаны с именованием Богоматери «Цветом Неувядаемым».
При безусловном сходстве иконы Третьяковской галереи с образом Алексеевского монастыря между ними есть некоторые различия, одно из которых — это покровенная голова Марии в иконе из Третьяковской галереи и открытая на западный манер — в иконе Алексеевского монастыря. Традиционный характер носит надпись в иконе Третьяковской галереи, помещенная на верхнем поле, тогда как на Алексеевской иконе надпись расположена на ленте, обвивающей жезл, что также имеет западное происхождение. Следовательно, или обе рассматриваемые иконы имели разные протографы, или мастер иконы из Третьяковской галереи сознательно отказался в своем произведении от наиболее западных по характеру деталей, свойственных монастырской иконе. |