Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Спас Нерукотворный
Новгород (?)
Конец XIY в.
131,5 х 113 см.
Дерево, темпера.
(Икона раскрыта из под записи в 1972 г. реставратором Г.С.Батхелем.
Красочный слой на лике сильно потерт, особенно в верхней части. Живопись глаз утрачена, сохранились рисунок и описи. В местах утрат до левкаса (на глазах, правом виске, на границе лика и волос) сохранены 
Иконография
Спас Нерукотворный
Лик Спаса помещен на белом плате с золотым ромбовидным орнаментом.
Нимб золотой.
В верхних углах иконы - киноварные надписи IC, XC, внизу - под изображением - УБРУСЪ ГД БГА СПАСА НАШЕГО ICА ХСА .
Изображение Спаса на натянутом орнаментированном убрусе распространено в искусстве XII-XIII. С XY в. на Руси преобладает иконографический вариант, известный под названием "Мокрая брада". 
Происхождение
Икона предположительно написана в Новгороде. В Москву, вероятно, привезена в XY или XYI вв. и помещена в Успенский собор московского Кремля. Судя по всем соборным описям, икона помещалась над ракой митрополита Ионы в северо-западном углу Успенского собора. 
Местонахождение
Московский Кремль. Успенский собор. Иконостас. 
Библиография
Э.С. Смирнова, В.К. Лаурина, Э.А. Гордиенко. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Т.В. Толстая. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. 
Поддержите проект
Project assistance